Основные вехи и события в истории Горьковского автомобильного завода

Строительство Горьковского автомобильного завода было начато в 1929 году после заключения соответствующего соглашения между ВСНХ СССР и компанией Ford. В результате этих договоренностей американское предприятие приняло на себя техническую поддержку нового завода в вопросах наладки широкомасштабного выпуска легковых автомобилей.
В январе 1932 года конвейер завода выпустил партию своей первой модели ГАЗ-АА, получившей в народе прозвище «полуторка». Декабрь того же года ознаменовался началом производства автомобиля ГАЗ-А с типом кузова фаэтон.
Предприятие специализировалось на различных видах транспорта, удовлетворяющих нужды молодой советской страны. Это пикапы ГАЗ-4 и ГАЗ-415, автобусы ГАЗ-03-30, грузовики грузоподъемностью до 2-х тонн, самосвалы ГАЗ-ААА и ГАЗ-410 и многие другие модели.

Самые первые разработки ГАЗ строились на базе автомобилей Ford, но были усовершенствованы отечественными конструкторами для эксплуатации в местных условиях. Для этого была адаптирована жесткость подвески, усилены рулевые механизмы, модернизирована форма радиатора.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов завод переквалифицировали под военные нужды, и уже в 1941 году был запущен в производство армейский автомобиль ГАЗ-64. Через год на его базе был разработан бронеавтомобиль БА-64.

Тогда же начались активные работы по созданию танков. В 1941 году была сконструирована одна из лучших моделей Т-70, которая по количеству единиц впоследствии стала второй в составе советской армии. К декабрю 1942 года танк преобразовали и поставили на вооружение в версии Т-70М. В том же году советскую армию оснастили новой моделью танка Т-80 с двухместной башней.

В июне 1943 года в течение двух недель вражеская авиация семь раз проводила массированную бомбардировку заводских зданий. Но рабочие, понимая стратегическую важность своего предприятия, незамедлительно приступили к его восстановлению, и всего за сто дней производственные мощности были налажены практически полностью.
В эти героические годы автомобили ГАЗ показали себя с самой лучшей стороны, с их помощью эвакуировали людей, перевозили продовольствие, боеприпасы, медикаменты и многое другое. За военный период заводом было выпущено не менее 12 000 танков, около 176 500 автомобилей, 24 000 минометов, 30 000 снарядов для знаменитой «Катюши».
После окончания войны Горьковский завод приступил к замене всего модельного ряда. В 1946 году был запущен в серийный выпуск автомобиль ГАЗ-51, разработка которого началась еще в довоенные годы. Он имел увеличенную до 2,5 тонн грузоподъемность, мог разгоняться до 70 км/ч и работал без поломок даже с большими перегрузками. В течение последующих 30 лет модель неоднократно улучшалась и модернизировалась. Кроме того, этот год ознаменовался выпуском легендарного автомобиля М-20 – «Победа».
Самой популярной машиной и настоящим символом эпохи стала 21-я модель «Волги» – ГАЗ-21, сошедшая с конвейера в 1956 году. А в 1959 году разработчики ГАЗа сконструировали еще одну легенду – автомобиль представительского класса ГАЗ-13 «Чайка».

 

В 1980 году вышла в свет 31-я модель «Волги» ГАЗ-3102, салон которой стал более комфортабельным по сравнению с предшественницей. Тогда же конструкторы завода изобрели дизельный двигатель, которым оснастили новый седан ГАЗ-24. Машину охотно стали приобретать таксомоторные парки. Всего же к этому году предприятие выпустило 10 миллионов автомобилей.
После распада СССР завод оказался в состоянии упадка. Занять нишу легковых автомобилей в условиях переломной эпохи ему не удалось. В 2009 году был выпущен новый представитель линейки «Волга» – модель Siber, но это событие произошло в период серьезного кризиса в стране, и в результате модель не прижилась.

На сегодняшний день присутствие предприятия в сегменте легковых автомобилей ограничивается только сборкой иномарок Chevrolet, Skoda и Volkswagen. С 1996 года завод удачно освоил нишу маршрутных такси, выпустив первую модель семейства «ГАЗель» – ГАЗ-32213. В 2000-х годах он сконцентрировался на производстве транспорта грузоподъемностью до 5 тонн: ГАЗ-3308 «Садко», ГАЗ-2310 «Соболь», «ГАЗель-NEXT», ГАЗ-3221 и т. д. В 2013 году компания заключила соглашение с компанией Daimler на сборку модельного ряда Mercedes-Benz Sprinter.

ГАЗ всегда представлял собой предприятие с большим потенциалом. Его судьба складывалась непросто на фоне волнения разных эпох. Иногда заводу не хватало прогрессивного и разумного менеджмента, который смог бы ускорить процессы переоборудования для увеличения производственных мощностей или своевременно предложить «антикризисные» методики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.